Создать сайт на a5.ru
Рисуночные тесты
Рисуночное тестирование позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты: «Рисунок человека (под дождем)», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и т.д..
Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:
• уровень общего умственного развития;
• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
• страхи;
• депрессивные тенденции;
• особенности реакции на стресс;
• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
• экстравертность или, напротив, интровертность;
• демонстративность;
• неудовлетворенность потребности в общении;
• аутизация, избегание общения;
• степень социализированности и конформности;
• антисоциальные тенденции;
• отношение к сексуальной сфере;
• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.
Критерии, позволяющие заподозрить наличие органических поражений мозга, нарушений обучаемости (задержки психического развития), умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.
Для некоторых специальных целей предлагаемый набор рисуночных методик может быть расширен. Для диагностики представлений о течении своей жизни во времени (ориентации в прошлом, настоящем и будущем) весьма полезным оказывается рисунок дерева. Отношение к школьной ситуации может быть выявлено с помощью рисунка школы или с помощью теста, включающего два рисунка: «Я дома» и «Я в школе». Иногда очень содержательную информацию об актуальных переживаниях обследуемого дает рисунок на свободную тему. Существуют также такие методики как «Нарисуй себя», «Фантастическая семья
Арттерапия
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.
Песочная терапия
Песочная терапия представляет собой необычную, но эффективную технику для работы с детьми. Создателем метода Sandplay («Игра с песком») является Дора Калфф, ученица К.Юнга. Ловенфельд называла это «техникой построения мира».
Сегодня Sandplay является полноценной техникой психологической коррекции, признанной во всем мире и адаптированной для разнообразных задач специалистами различных психологических школ.
Песочная терапия замечательно подходит для работы со следующими проблемами:
- поведенческие и эмоциональные проблемы детей (непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость);
- переживание трудных жизненных ситуаций (развод родителей, смерть близкого человека, смена места жительства, разлука с одним из членов семьи, собственная болезнь или болезнь близкого, проблемы в детском саду или школе).
Цель песочной терапии состоит в создании ребёнку игровой атмосферы безопасности и комфорта, в которой он мог бы учиться лучше понимать себя и конструктивно справляться с возникающими трудностями.
Задачей песочной терапии является постепенное и безболезненное осознание причин проблем и внутренних ресурсов клиента, с помощью которых можно было бы справиться с этими проблемами.


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (для детей и взрослых)
Часто родители и взрослые задаются вопросом,что такое песочная терапия…какой результат дает…
Иногда мнение о том, что ребенок или подросток, или взрослый играет в песке с фигурками просто баловство… Но это не так
Практика использования песочной терапии складывалась и развивалась в рамках юнгианской психологической школы. Первоначально песочница использовалась специалистами как вспомогательный инструмент психотерапевтического процесса. С повышением роли юнгианского подхода песочная терапия включилась в арт-терапевтический процесс и стала использоваться как дополнительное средство создания визуальных образов у людей, имеющих затруднения при вербальном взаимодействии. В настоящее время, после отрыва от своей психоаналитической основы, диапазон применения песочной терапии существенно расширился.
От других форм арт-терапии «песочница» отличается простотой манипуляций с объектами, мобильностью создаваемых образов, возможностью многократного создания новых сюжетов. При работе с песком и кинетическим песком не требуется особых умений. Набор фигурок, природные материалы, возможность создания объёмных композиций не только придают образу дополнительные свойства, но и легко позволяют получить доступ к неосознаваемым проявлениям психики.
Со взрослыми людьми индивидуальная работа по методике возрастных ограничений не имеет и может быть рекомендована для решения задач психотерапевтического, психоконсультационного, диагностического, коррекционно-развивающего характера. Так, например, методика хорошо себя зарекомендовала в работе с психотравмирующими ситуациями, отреагированием негативного эмоционального опыта, изменением отношения клиента к самому себе.
Применение Песочной терапии в качестве единственной техники допустимо в ситуациях, когда необходимо:
- обратить внимание клиента на собственные ощущения и чувства;
- вывести на уровень сознания подавляемые мысли, чувства, потребности;
- позволить клиенту в социально приемлемой форме выплеснуть негативные эмоции, снизить агрессию;
- получить материал для интерпретаций и диагностических заключений;
- урегулировать межличностные конфликты.
При интерпретации песочной картины недостаточно лишь ориентироваться в символических значениях тех или иных объектов и их расположении на поле песочницы. Очень важную роль при этом играет анализ высказываний клиента, умение специалиста задать нужный вопрос и подвести человека к пониманию им самого себя, собственных проблем и тех ресурсов, которые помогут эти проблемы разрешить.
Приведу некоторые примеры аналитики из работы с песочницей…
Символическое значение расположения объектов на поле песочницы:
Попавшие в левый верхний угол фигуры символизируют процессы,связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине | Фигуры, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чём в данный момент думает, фантазирует клиент | В правый верхний угол, как правило, попадают фигуры, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами |
Попавшие в центральную левую часть фигуры могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с матерью, домом, значимой женщиной | В этой части сосредоточиваются самые важные фигуры. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления | Фигуры в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин,социальной самореализации |
Фигуры, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершённые в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребёнком | В нижней центральной части находятся фигуры, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним. к также актуальные желания клиента | Попавшие в правую нижнюю часть фигуры символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам |
| ||||||||||||||||||||
Психологическая студия